Учредитель: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Адрес редакции: 163002, Архангельская обл., г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, каб. 1410а

Тел: (818-2) 21-61-00(15-33)
e-mail: l.zhgileva@narfu.ru
Сайт: http://aer.narfu.ru/

16+

О журнале

Характеристика зрительных когнитивных вызванных потенциалов у школьников 13–18 лет в зависимости от пола. С. 64–71.

Версия для печати

Рубрика: Биология

УДК

159.91-053.6:612.82-053.6

Сведения об авторах

Козлова Полина Игоревна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 12 научных публикаций

Джос  Юлия Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, заместитель директора по научной работе Центра коллективного пользования научным медико-биологическим оборудованием «АрктикМед». Автор 54 науч- ных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования зрительных когнитивных вызванных потенциалов у 379 школьников 13–18 лет (214 девушек и 165 юношей). Установлено, что латентность компонента Р2 зрительных когнитивных вызванных потенциалов статистически значимо больше у юношей во всех областях головного мозга. Значения амплитуд компонентов Р2, N2, Р300 преобладают у девушек (p < 0,01). Статистически значимое увеличение амплитуды пика Р2 отмечено в центрально-теменно-височной области правого полушария и лобно-центрально-теменно-височной области левого полушария. Увеличение амплитуды пика N2 выявлены в лобных отведениях обоих полушарий мозга. Более высокая амплитуда компонента Р300 зафиксирована в лобно-височных областях обоих полушарий мозга.

Ключевые слова

школьники 13–18 лет, зрительные когнитивные вызванные потенциалы, нейрофизиологические методы, биоэлектрическая активность мозга.
Скачать статью (pdf, 2.7MB )

Список литературы

  1. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. М., 2003. 264 с.
  2. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга). М., 2004. 624 c.
  3. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека. 2007. Т. 33, № 4. С. 11−17.
  4. Джос Ю.С., Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф. Особенности вызванной биоэлектрической активности мозга у школьников с поведенческими нарушениями // Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Найновите постижения на европейската наука». 2011. Т. 33. С. 24−27.
  5. Журавлёва Н.В., Зенков Л.Р. Влияние гипокинезии и пола подростков на корковые зрительные вызванные потенциалы // Физиология человека. 1977. Т. 3, № 1. С. 144−149.
  6. Журавлёва Н.В., Зенков Л.Р. Влияние двигательной активности подростков на зрительные вызванные корковые потенциалы // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1977. Т. 27. С. 107−114.
  7. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней (Руководство для врачей). М., 2004. 488 с.
  8. Игнатьева И.С. Нейрофизиологические механизмы зрительной рабочей памяти у подростков на начальных стадиях полового созревания и взрослых: автореф. дис. … канд. биол. наук. М., 2004. 24 с.
  9. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. СПб., 2004. 134 с.
  10. Капилевич Л.В., Замулина Е.В. Взаимосвязь вызванных потенциалов головного мозга с уровнем специальной физической подготовленности футболистов // Бюл. сиб. медицины. 2008. № 2. С. 112−114.
  11. Кожевникова И.С. Особенности слуховых когнитивных вызванных потенциалов Р300 у детей с высоким уровнем тревожности // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Образование и наука: ступени развития». Архангельск, 2011. С. 127−130.
  12. Кожевникова И.С., Джос Ю.С. Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 5. С. 49−54.
  13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000. 431 с.
  14. Минина О.Г. Особенности высших мозговых функций у детей 5−10 лет с различной успешностью об- учения (традиционное и экспертное оценивание): автореф. дис. … канд. биол. наук. Архангельск, 2003. 23 с.
  15. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М., 1998. 559 с.
  16. Пирумова И.В. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков 12−15 лет в условиях традиционного и раздельного по полу обучения: автореф. дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2010. 24 с.
  17. Семёнова Л.К., Чемоданов В.И. Структурно-функциональные особенности эндокринной системы // Физиология подростка. 1988. С. 53−71.
  18. Шагас Ч. Вызванные потенциалы головного мозга в норме и патологии. М., 1975. 215 с.
  19. Яковенко Е.А., Кропотов Ю.Д. Когнитивные вызванные потенциалы в практике GO\NOGO у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиолог. и психол.-пед. на- уки. 2007. № 4. С. 44−45.
  20. Ilan A.B., Polich J. P300 and Response Time from a Manual Stroop Task // Clin. Neurophysiol. 1999. V. 110. P. 367.
  21. Näätänen R. Selective Attention and Stimulus Processing: Reflections in Event-related Potentials, Magnetoencephalogram and Regional Cerebral Blood Flow // Attention and Performance XI / eds. M. Posner, O. Marin, Hillsdale. N. Y., 1985. 355 p.
  22. Novak G., Ritter W., Vaughan H.G., Jr. Mismatch Detection and the Latency of Temporal Judgements // Psychophysiology. 1992. V. 29. P. 398−411.