Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Arctic Environmental Research», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: Редакция «Arctic Environmental Research», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://aer.narfu.ru/
e-mail: vestnik_est@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

О журнале

Моделирование погрузочно-разгрузочных операций судна в процессе перевозок по Cеверному морскому пути. С. 273–282

Версия для печати

Рубрика: Науки о земле

УДК

519.852.33

Сведения об авторах

М.К. Есеев*/**, В.Б. Коробов*/***, Д.Н. Макаров*/**, В.И. Матвеев*/**, А.Г. Тутыгин*
*Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова РАН (г. Архангельск)
**Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
***Институт океанологии имени П.П. Ширшова РАН (г. Москва)
Контактное лицо: Есеев Марат Каналбекович, адрес: 163000, Архангельск, просп. Ломоносова, д. 4; e-mail: m.eseev@narfu.ru

Аннотация

Доставка людей и различных грузов на побережье и острова Северного Ледовитого океана – насущная задача при организации научно-исследовательских, геологоразведочных и других экспедиций, обеспечении работы буровых по добыче нефти и газа, жизнедеятельности поселений в Арктической зоне Российской Федерации. Создание транспортной инфраструктуры и управление ею требует учета важных природных и экономических особенностей, присущих этому региону. Необходима разработка оригинальных подходов и методов математического моделирования при решении транспортных логистических задач. Поиск оптимального географического положения для места разгрузки судна с использованием вертолета очень важен, поскольку такой способ разгрузки затратен. Авторами разработана математическая модель нахождения географического места для максимально выгодной, по цене или времени, доставки груза с грузового судна с использованием вертолета в необходимые точки разгрузки. На примере разработанной модели показано, что транспортировка грузов в район Обско-Тазовской губы может дать значительные экономические и временные выгоды при осуществлении северного завоза на труднодоступные гидрометеорологические станции Росгидромета. Найдены ограничения по массе перевозимых грузов с учетом критериев минимизации по времени и стоимости, а также с учетом распределения грузов между различными точками. Решение выполнено вне рамок традиционно применяемого подхода транспортной задачи, что позволило повысить точность и уменьшить время вычислений. Выработаны конкретные рекомендации для менеджера, осуществляющего управление процессом погрузки-разгрузки на судне, с учетом возможных вариантов. Определены стоимостные затраты и затраты по времени для типичных задач в зависимости от стоимости вертолеточаса, судосуток и т. д.

Ключевые слова

транспортная логистика, Северный морской путь, грузоперевозки в Арктике, линейное программирование, погрузочно-разгрузочные операции, транспортная задача
Скачать статью (pdf, 2.8MB )

Список литературы

  1. Канторович Л.В. О перемещении масс // Докл. АН СССР. 1942. Т. 37. С. 227–229. 
  2. Rao S.S. Engineering Optimization: Theory and Practice. Hoboken, New Jersey, USA: John Wiley & Sons, 2009. 221 р. 
  3. Beckmann M. A Continuous Model of Transportation // Econometrica. 1952. Vol. 20. Р. 643‒660. 
  4. Carlier G., Ekeland I. Equilibrium Structure of a Bidimensional Asymmetric City // Nonlinear Analysis: Real World Applications. 2007. Vol. 8, iss. 3. Р. 725‒748. 
  5. Ambrosio L., Kirchheim B., Pratelli A. Existence of Optimal Transport Maps for Crystalline Norms // Duke Mathematical Journal. 2004. Vol. 125, № 2. Р. 207‒241. 
  6. Benamou J.-D., Brenier Y. A Numerical Method for the Optimal Time-continuous Mass Transport Problem and Related Problems // Contemporary Mathematics. 1999. Vol. 226. Р. 1‒11. 
  7. Benamou J.D., Brenier Y. A Computational Fluid Mechanics Solution to the Monge-Kantorovich Mass Transfer Problem // Numerische Mathematik. 2000. Vol. 84, iss. 3. Р. 375–393. 
  8. Тутыгин А.Г. Концепция создания комплекса моделей развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации // Науч. обозрение 2016. № 24. С. 182–185. 
  9. Антипов Е.О. Проблемы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении северного завоза // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения – 2016: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Апатиты: РИО КНЦ, 2016. С. 159–164. URL: http:// www.iep.kolasc.net.ru/progkonf2016.pdf (дата обращения: 06.11.2017). 
  10. Есеев М.К., Коробов В.Б., Макаров Д.Н., Матвеев В.И., Павленко В.И. Математическое моделирование процесса грузоперевозок по Севморпути: подходы и методы решения // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации: сб. избр. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (14–16 сентября 2017 года, г. Северодвинск). Архангельск: КИРА, 2017. C. 208–212.